По сообщению МАРТ, опубликованному в Telegram-канале Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по вопросам госзакупок и закупок за счет собственных средств, перечень требований, предъявляемых заказчиком к участникам процедур государственных закупок, содержится в пункте 2 статьи 16 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон № 419-З).
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З к участнику процедуры государственной закупки предъявляется требование о том, что в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве.
На основании части второй пункта 3 статьи 16 Закона № 419-З соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника. В данном случае по общему правилу должно быть предоставлено заявление о том, что в отношении участника не возбуждено производство по делу о банкротстве, требование о предоставлении которого должно содержаться в документах, предоставляемых для подачи предложения.
Справочно:
Банкротство – неплатежеспособность должника, признанная решением экономического суда о признании должника – юридического лица банкротом и открытии ликвидационного производства, о признании должника – индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства (пункт 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности».
При этом пункт 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности» определяет несостоятельность, как неплатежеспособность должника, признанная решением экономического суда о признании должника несостоятельным и введении санации.
Таким образом, потенциальные претенденты – юридические лица, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности и которые находятся в процедуре санации, как и ранее (до 4 февраля 2024 г.), так и после этой даты должны допускаться к участию в процедурах государственных закупок.
Следовательно, потенциальные претенденты – юридические лица, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности и которые находятся в иных процедурах (защитный период, конкурсное производство) этого производства должны допускаться к участию в процедурах государственных закупках.
Одновременно не должны быть допущены к участию в процедуре государственной закупки:
- юридические лица, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, в любой из процедур такого дела (защитный период, конкурсное производство, ликвидационное производство);
- индивидуальные предприниматели, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, в любой из процедур такого дела (конкурсное производство, ликвидационное производство).
В свою очередь, на основании изложенного, полагаем, что в случае если участник процедуры государственной закупки для подтверждения соответствия абзацу одиннадцатому пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З дал заявление о том, что в отношении него не возбуждено дело об экономической несостоятельности (банкротстве), то такое заявление подтверждает тот факт, что в отношении него не возбуждено дело как об экономической несостоятельности, так и о банкротстве.
Таким образом, полагаем, что участник, предоставивший такое заявление, по смыслу более широкое, чем требовал заказчик, в том числе содержащее необходимую информацию, может рассматриваться как соответствующий требованию, установленному абзацем одиннадцатым пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З.
При этом подчеркиваем, что в каждом конкретном случае комиссия по государственным закупкам принимает решение самостоятельно, исходя из сложившейся ситуации, установленных требований и поданных предложений.
Подготовлено по информации Telegram-канала МАРТ