Вознаграждение и иные выплаты управляющему – индивидуальному предпринимателю
- +375 (17) 311-10-15
- Техподдержка
- support@normativka.by
- Skype
Вознаграждение и иные выплаты управляющему – индивидуальному предпринимателю
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 14 марта 2014 г.
Общие положения
В соответствии с ч. 9 ст. 53 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в ред. от 15 июля 2010 г.; далее – Закон об обществах) полномочия исполнительного органа хозяйственного общества по решению общего собрания участников хозяйственного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Справочно
Согласно п. 4 ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника имущества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).
В контексте данной статьи из этой нормы вытекают два основополагающих вывода:
· управляющим в хозяйственном обществе может быть только индивидуальный предприниматель. Данное положение является первичным условием для оценки возможности заключения договора с управляющим с конкретным лицом;
· передача полномочий исполнительного органа происходит на основании договора с управляющим.
В законодательстве не определен отдельный вид такого гражданско-правового договора: договор с управляющей организацией (управляющим), но по своей правовой природе договор с управляющим предполагает выполнение определенных функций, соответственно, является договором возмездного оказания услуг и регулируется главой 39 ГК.
В определенных случаях положения договора с управляющим позволяют охарактеризовать его как договор подряда в связи с тем, что конкретные нормы договора с управляющим сформулированы таким образом, что его предметом охватывается не участие управляющего в процессе (не возмездное оказание услуг), а достижение управляющим определенного результата (подряд). Такие нормы договора с управляющим регулируются главой 37 ГК.
Кроме того, в договоре с управляющим могут присутствовать и элементы договора поручения, регулируемого главой 49 ГК. Это связано с тем, что, выполняя полномочия исполнительного органа хозяйственного общества, управляющий выполняет не только фактические действия (например, дает указания работникам, проводит совещания, контролирует выполнение работы работниками управляемого им хозяйственного общества), но и юридически значимые действия (например, заключает договоры, подписывает статистическую отчетность от имени управляемого им хозяйственного общества).
Таким образом, договор с управляющим – всегда смешанный договор, в котором в зависимости от предпочтений и ожиданий конкретных сторон договора в определенном соотношении тем или иным образом совмещены признаки трех описанных выше договоров.
Размер вознаграждения управляющему
Гражданским законодательством Республики Беларусь не установлено ограничений по суммам, выплачиваемым управляющему за выполнение им работы.
В связи с этим следует провести сравнение с нормами трудового законодательства Республики Беларусь.
В Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК) не предусмотрена возможность ограничить нанимателей Республики Беларусь в установлении размеров заработных плат работникам. В соответствии с ч. 1 ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании, в частности, трудового договора. При этом дополнительно ст. 64 ТК дублируется данное положение в отношении руководителей организаций: размеры оплаты труда руководителя организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора в случаях, предусмотренных законодательством.
Более того, в соответствии с ч. 5 ст. 63 ТК заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. Таким образом, руководителю организации может быть установлена в трудовом договоре (трудовом контракте) заработная плата, существенно превышающая размер заработной платы остальных работников.
В то же время в соответствии с подп. 2.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. от 27 декабря 2013 г.; далее – Положение № 597) коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации, независимо от формы собственности, и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8,0.
Данное правило распространяется на все организации, независимо от формы собственности.
Таким образом, белорусским трудовым законодательством формально ограничен размер вознаграждения физического лица, заключившего с хозяйственным обществом трудовой договор (в т.ч. трудовой контракт), в то время как гражданским законодательством не ограничен размер вознаграждения физического лица (зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя), заключившего с хозяйственным обществом договор в качестве управляющего.
При этом следует учитывать, что в связи с гражданско-правовым характером договора с управляющим любые компенсационные выплаты, положенные работнику в силу заключенного с ним трудового договора (контракта) (средний заработок за время трудового отпуска, минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработных плат за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя, компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за сверхурочную работу, за работу в государственные праздники, нерабочие праздничные и выходные дни, за неиспользованный трудовой отпуск, за подвижной и разъездной характер работ, за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику, за ненормированный рабочий день, а также компенсации при служебных командировках и другие виды компенсаций, предусмотренные ТК) не могут быть выплачены управляющему, т.к. он не состоит в трудовых отношениях с хозяйственным обществом.
Способы формирования вознаграждения
В соответствии со ст. 735, 737, 663 ГК (а также в соответствии со ст. 862 ГК) в договоре с управляющим указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. В цену работы включают компенсацию издержек управляющего и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной (при отсутствии других указаний в самом договоре с управляющим цена работы считается твердой).
Это общие положения о договоре подряда и договоре возмездного оказания услуг с учетом положений о договоре поручения, которые распространяются на все гражданско-правовые договоры соответствующего типа.
Таким образом, вознаграждение управляющего определяется на основании соглашения сторон (общего собрания участников хозяйственного общества и управляющего) при заключении гражданско-правового договора с управляющим и с учетом ограничений, содержащихся в уставе управляемого хозяйственного общества.
Особенности установления вознаграждения управляющему могут быть установлены в виде фиксированной суммы, или определенного сторонами договора процента от выручки хозяйственного общества, или рассчитываться иным образом, четко описанным сторонами в договоре с управляющим. Дополнительно в договоре с управляющим могут содержаться механизмы расчета любых поощрительных выплат. Примером может служить выплата вознаграждения за выполнение определенного производственного или экономического показателя (например, за достижение нового уровня объемов продаж).
Основным моментом, на который необходимо обратить внимание сторонам, заключающим договор с управляющим, является безусловная необходимость закрепления в договоре с управляющим условий и порядка выплаты вознаграждения, четкого и понятного сторонам механизма расчета подобных вознаграждений, механизма контроля и порядка направления-получения отчетности по выполненным показателям и прочих существенных для выплаты вознаграждения моментов, индивидуально устанавливаемых общим собранием участников хозяйственного общества конкретному управляющему.
В налоговом законодательстве Республики Беларусь не содержатся ограничения по включению в состав затрат вознаграждения управляющего. В соответствии с правилами ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь вознаграждение управляющего относится к затратам, связанным с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и может быть учтено при определении облагаемой налогом прибыли без ограничения ее размера.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе очередности выплат, производимых хозяйственным обществом. В законодательстве Республики Беларусь напрямую не установлено, что сначала хозяйственное общество уплачивает обязательные платежи в бюджет, рассчитывается с кредиторами, выплачивает заработную плату работникам и лишь потом выплачивает вознаграждение управляющему. В то же время, если денежных средств у хозяйственного общества недостаточно, чтобы осуществить все ежемесячные платежи, но, например, вознаграждение управляющему выплачено, а заработная плата работникам – нет, то с большой долей вероятности к управляющему будут применены меры административной ответственности за нарушение порядков и сроков выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), т.к. выплата вознаграждения управляющему не может служить основанием отсрочки выплаты заработной платы работникам.
В связи с этим к определению размера вознаграждения управляющему необходимо подходить разумно, оставляя хозяйственному обществу возможность рассчитаться по всем своим обязательствам.
Предоставление имущества хозяйственного общества управляющему
В связи с тем, что управляющий исполняет полномочия исполнительного органа хозяйственного общества (руководителя), на него распространяется возможность хозяйственного общества заключать дополнительные договоры об использовании имущества, в частности, договоры аренды, как описано ниже.
Однако в связи с тем, что управляющий не является работником хозяйственного общества, с ним нельзя заключать договоры об использовании имущества в служебных целях, характерные только для трудовых отношений. В белорусском законодательстве отсутствует прямо закрепленное универсальное для трудового права (равно как и для иных отраслей) понятие «служебные цели», но из комплексного анализа некоторых норм можно сделать вывод, что под использованием имущества в служебных целях всегда понимается использование имущества в интересах нанимателя.
В частности, можно обратиться к примечанию к подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2013 г. № 119 «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей», для целей которого под служебным легковым автомобилем понимается пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, предназначенный для обеспечения деятельности юридического лица, в т.ч. для служебных поездок руководителя (его заместителей) и других работников юридического лица.
Кроме того, в связи с запретом, установленным п. 2 ст. 644 ГК, хозяйственное общество также не вправе заключать договоры безвозмездного пользования (ссуды) с управляющим.
Таким образом, для передачи имущества хозяйственного общества управляющему хозяйственное общество заключает с управляющим договор аренды (по правилам главы 34 ГК).
При отнесении затрат на обслуживание такого имущества на себестоимость бухгалтеру следует основываться на правовых основаниях использования и передачи имущества (договорах, заключенных хозяйственным обществом с управляющим), а также на возможности бухгалтера документально подтвердить факты использования имущества в интересах хозяйственного общества для целей обеспечения его деятельности (в частности, договорами, актами приема-передачи, чеками, отдельными положениями локальных нормативных правовых актов хозяйственного общества).