Бесплатный доступ к ИПС «Нормативка.by»
3 дня бесплатно! Оцените возможности нашей системы по достоинству.
Подключить
Бесплатный доступ на 3 дня
Подключить

Профилактика простудных заболеваний

Н.Н. Метельская,
главный бухгалтер (экономист)

Профилактика простудных заболеваний

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 04 декабря 2013 г.

 

Нормами п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217 (далее – Постановление № 217; Санитарные нормы и правила), предусмотрено, что сентябрь–ноябрь время профилактики простудных заболеваний и гриппа.

Согласно ст. 31 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 340-З) работодатель имеет право провести вакцинацию сотрудников и иные меры профилактики в пределах своей компетенции.

Для этих целей работодатель проводит санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Санитарно-противоэпидемические мероприятия включают в себя:

санитарную охрану территории Республики Беларусь;

проведение профилактических прививок;

дезинфекционные мероприятия;

обязательные медицинские осмотры;

иные мероприятия.

Статьей 24 Закона № 340-З определено, что профилактические прививки проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации.

Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.

Национальным календарем профилактических прививок определен порядок и сроки проведения профилактических прививок, а также группы физических лиц, подлежащих профилактическим прививкам.

Национальный календарь профилактических прививок, перечень профилактических прививок по эпидемическим показаниям, порядок и сроки их проведения определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь*.

 

Примечание

Национальный календарь профилактических прививок, перечень профилактических прививок по эпидемическим показаниям, порядок и сроки их проведения определены в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. № 106 «Об установлении национального календаря профилактических прививок, перечня профилактических прививок по эпидемическим показаниям, порядка и сроков их проведения и признании утратившими силу постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2006 г. № 76 и от 8 августа 2011 г. № 78».

 

Согласно ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь при организации труда работников наниматель обязан:

обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. При отсутствии в нормативных правовых актах требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников;

постоянно контролировать знания и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности;

своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Вакцинация проводится на основании приказа руководителя. К приказу прикладывается список сотрудников, подлежащих вакцинации. Форма приказа законодательно не установлена, поэтому она может быть произвольной.

С медицинским учреждением заключается договор на проведении вакцинации. Фактическое оказание услуги оформляется актом выполненных работ.

 

Налог на прибыль и бухгалтерский учет

В группу высокого риска заражения гриппом согласно Санитарным нормам и правилам входят медицинские работники, работники птицеводческих предприятий, сферы бытового обслуживания, учреждений образования, торговли и общественного питания, транспортных организаций.

В соответствии со ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Перечень затрат, не учитываемых при налогообложении, определен в ст. 131 НК, и расходы, связанные с охраной труда, в нем не содержатся.

Согласно п. 2 Постановления № 217 санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, утвержденные Постановлением № 217, обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, расходы по проведению организацией лечебно-профилактических мероприятий по вакцинации против гриппа, экономически обоснованные и документально подтвержденные, являются мерами по обеспечению безопасных условий труда, учитываются при налогообложении как непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью организации.

Изложенный порядок применяется организациями, работники которых входят в группу высокого риска заражения гриппом (п. 2 приложения 8 Постановления № 217) и прививки за счет бюджетных средств которым не произведены.

Такой подход изложен в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 марта 2011 г. № 2-2-10/10447 «О затратах, учитываемых при налогообложении».

Таким образом, если проводится вакцинация работников данной группы риска, произведенные расходы являются расходами по обеспечению безопасных условий труда и непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью организации.

В бухгалтерском учете они отражаются в составе расходов, связанных с управлением организацией (счета 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» – в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность; 44 «Расходы на реализацию» – в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность), и впоследствии в полной сумме включаются в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Расходы на вакцинацию работников, которые не входят в группу высокого риска заражения гриппом, носят характер социальной льготы, предоставленной по решению нанимателя.

В бухгалтерском учете они отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности (счет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») и не учитывается при налогообложении прибыли согласно п. 1.3 ст. 131 НК.

 

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно ст. 94 НК освобождаются от обложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь. Пунктом 2 в перечень медицинских услуг, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 198 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации отдельных медицинских услуг», включены специализированные медицинские услуги в области акушерства, аллергологии и иммунологии, анестезиологии, вакцинации, венерологии, гастроэнтерологии, гематологии, генетики, гинекологии, дерматологии, диетологии, инфекционных болезней, кардиологии, комбустиологии, лечебной физкультуры, лучевой терапии, массажа, наркологии, неврологии, нефрологии, ортопедии, офтальмологии, проктологии и профпатологии.

Таким образом, услуги по вакцинации подлежат освобождению от обложения НДС. Следовательно, НДС не предъявляется покупателю.

Согласно п. 3 ст. 94 НК, п. 10 ст. 102 НК плательщик, осуществляющий обороты по реализации товаров (работ, услуг), прав на объекты промышленной собственности, имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, предусмотренные п. 1 ст. 94 НК, вправе отказаться от освобождения от налогообложения таких оборотов, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Следовательно, если медицинское учреждение воспользовалось правом и исчислило при реализации таких услуг НДС по ставке 20 %, то суммы предъявленного НДС к вычету не принимаются, а относятся на увеличение стоимости услуг согласно подп. 2.16 ст. 93 НК.

 

Примечание

Согласно подп. 2.16 ст. 93 НК объектами налогообложения НДС не признаются стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у них работавших.

 

Подоходный налог

Согласно п. 1 ст. 156 НК при определении налоговой базы для исчисления подоходного налога учитываются все доходы плательщика, которые получены как в денежной, так и в натуральной формах.

К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в т.ч. относятся:

оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика;

полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе;

доходы в виде оплаты труда в натуральной форме.

При получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых розничных цен, а при их отсутствии – из цен (тарифов), применяемых такими организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода с учетом особенностей, установленных ст. 157 НК.

При отсутствии цен (тарифов), применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, а также при получении плательщиком дохода от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога с физических лиц в отношении иного имущества, не указанного в ст. 157 НК, работ и услуг определяется по цене (тарифу) на идентичные имущество, работы и услуги на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на товары, работы, услуги, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет). При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные имущество, работы, услуги, налоговая база определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе). При определении цен (тарифов) на идентичные имущество, работы, услуги принимаются во внимание сделки, предусматривающие денежную форму исполнения обязательств, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда наличие отношений между этими лицами не повлияло на условия таких сделок.

Стоимость платной услуги по вакцинации, полученной работником, не входящим в зону риска, на безвозмездной основе в 2013 году, можно не включать в налоговую базу для обложения подоходным налогом, если в совокупности с другими доходами не превышены следующие пределы выплат, установленные подп. 1.19 ст. 163 НК, не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в подп. 1.19-1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.10-1 ст. 163 НК), получаемые:

от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, – в размере, не превышающем 10 000 000 бел. руб., от каждого источника в течение налогового периода;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением указанных в подп. 1.26 ст. 163 НК, – в размере, не превышающем 660 000 бел. руб., от каждого источника в течение налогового периода.

Согласно ст. 34 НК доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью НК или актами Президента Республики Беларусь.

Следовательно, стоимость расходов организации на вакцинацию работников, входящих в группу высокого риска заражения гриппом, подоходный налог не исчисляется, т.к. в этом случае вакцинация направлена на сохранение здоровья и работоспособности работников и относится к мероприятиям по охране труда и какой-либо личной экономической выгоды для работника не несет.

 

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (в ред. от 26 марта 2013 г.) утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Перечень № 115).

Пунктом 25 Перечня № 115 определено, что не являются объектом для начисления взносов суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях.

В пункте 2 письма Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2010 г. № 11-08/7862 «О взносах в фонд социальной защиты населения» конкретизируются понятия п. 2 Перечня № 115.

К указанным суммам, в частности, относятся расходы работодателя, связанные с организацией и проведением, в т.ч. вакцинации, диспансеризации, протезирования, медицинских осмотров работников, покупки лекарственных средств, санаторно-оздоровительных путевок (в т.ч. для оздоровления за рубежом), абонементов в оздоровительные группы в плавательные бассейны, сауны, тренажерные залы, фитнес-центры (клубы) и в иные организации, предоставляющие населению платные услуги по оздоровлению.

Таким образом, расходы на вакцинацию работников являются расходами, связанными с участием их в оздоровительном мероприятии, поэтому не включаются в базу для исчисления указанных взносов.

 

Пример

Примерная форма приказа

 

(фирменный бланк)

 

Приказ

№ __ от 1 октября 2013 г.

о проведении вакцинации работников организации

г. Минск

Согласно ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст. 31 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.                  С 15 октября 2013 г. по 30 октября 2013 г. провести вакцинацию работников ООО против гриппа.

2.                  Заместителю директора Петровой М.Б подготовить список сотрудников, подлежащих вакцинации против гриппа, в пределах своей компетенции.

 

 

 

Директор И.И. Иванов

 

 

 

С приказом ознакомлена и согласна: заместитель директора ________ Петрова М.Б