В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «О железнодорожном транспорте» с последующими изменениями и дополнениями железнодорожный транспорт призван обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг.

Из Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об основах транспортной деятельности» следует, что работники, непосредственно обеспечивающие безопасность движения, судоходства и полетов, должны иметь соответствующую подготовку, состояние здоровья, необходимые для исполнения своих профессиональных обязанностей. Особенности найма работников железнодорожного транспорта конкретизируются в ст. 38 Закона «О железнодорожном транспорте»: работники железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, должны иметь профессиональную подготовку, необходимую для исполнения соответствующих обязанностей, проходить обязательное медицинское освидетельствование при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. К таким работникам относятся работники, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения и обслуживанием пассажиров: машинисты, диспетчеры, регулировщики, операторы, кассиры, осмотрщики, мастера, бригадиры, производители работ, электромеханики, осмотрщики вагонов, слесари, проводники, начальники станций, поездов и др. Такой широкий круг работников не случаен. В структуре Белорусской железной дороги в статусе юридических лиц действуют многочисленные государственные предприятия, учреждения, организации. В составе шести отделений Белорусской железной дороги функционируют также структурные подразделения: станции, локомотивные депо, вагонные депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения, дистанции сигнализации и связи, автобазы, др.