Повышение эффективности общественного производства невозможно без развития человека, его всесторонней подготовки. Поэтому квалифицированные кадры всегда считались самым дефицитным и капиталоемким товаром. Например, Германия за последние два десятилетия инвестировала в него финансовых ресурсов в 3 раза больше, чем в основной капитал.

Кого же считать квалифицированным работником? Достаточно ли для современного производства знаний и опыта по своей специальности?

Опыт работы японских, американских и западных корпораций показал, что при оформлении на работу важны не столько знания по специальности (на фирме работника часто приходится переучивать), сколько умение общаться, работать в коллективе. Главное, чтобы человек вписался в психологический климат компании, не нарушая заданной тональности. «Если на собеседовании, — свидетельствует эксперт корпорации Sony, — мы обнаруживаем определенные изъяны в характере и человеческих качествах, скажем, неумение сходиться с людьми и работать в коллективе, то наше решение однозначно — такой человек нам не нужен, даже если он семи пядей во лбу».