Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 6 апреля 2023 г.
Вопрос
Между ОАО «К» (экспедитор) и ООО «Н» (заказчик) был заключен договор транспортной экспедиции, на основании которого ОАО «К» за вознаграждение и за счет заказчика принимает на себя организацию перевозок и связанных с ними транспортно-экспедиционных операций. Экспедитор и грузоперевозчик несут ответственность за груз с момента загрузки до момента выгрузки на складе заказчика. Ущерб, причиненный повреждением (несохранностью) груза, возмещается экспедитором заказчику в полном объеме. Также между ОАО «К» (покупатель) и ООО «Н» (поставщик) был заключен договор поставки, в соответствии с которым отгрузка товара производится автотранспортом поставщика на условиях DDP (поставка с уплатой пошлин). Поставщик считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю в момент принятия товара на складе покупателя. В СМR-накладной указан договор поставки. В договорах поставки и транспортной экспедиции не отражен переход права собственности на товар. Применимым материальным и процессуальным правом по договорам является право места нахождения истца.
17.03.2023 экспедитор получил груз по поручению заказчика (по договору поставки) со склада на территории Российской Федерации для доставки на территорию Республики Беларусь. Но при доставке груза до места назначения на территории Российской Федерации произошло ДТП с участием автомобиля МАЗ, перевозившего вышеуказанный груз. ДТП произошло по вине водителя другого автотранспортного средства, в результате чего часть перевозимого груза была повреждена.
1. Является ли ДТП, произошедшее на территории Российской Федерации, форс-мажором для экспедитора?
2. Какие действия следует предпринять для ОАО «К» с грузом (как поврежденным, так и неповрежденным) при таком ДТП (ОАО «К» одновременно является грузоотправителем и грузополучателем)?
3. Кто вправе распоряжаться перевозимым грузом (как поврежденным, так и неповрежденным), если груз не доставлен до места назначения?