Государство в соответствии со ст. 59 Основного Закона обязано принимать все доступные ему меры для создания внутренне­го и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотрен­ных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обя­заны в пределах своей компетенции прини­мать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нару­шающие права и свободы личности.

Одним из условий обеспечения надлежа­щего правового порядка является стабиль­ность правового регулирования, его предска­зуемость, своевременное прогнозирование последствий принятия актов законодатель­ства. Вместе с тем политическая, экономиче­ская, социальная жизнь общества изменяется, что обуславливает необходимость своевременного и адекватного реагирования права на потребности общественного развития.

Учитывая, что в ст. 12 Закона «О здравоох­ранении» и в Декрете Президента от 14 июля 2003 г. № 17 предусмотрено обязательное лицензирование медицинской и фармацев­тической деятельности, а также то, что ст. 15 Закона «О здравоохранении» и положения­ми о лицензировании соответственно меди­цинской и фармацевтической деятельности регулируются различные области отношений (в первом случае — право на работу в качестве врача или провизора, а во втором — вопросы создания субъектов хозяйствования, осущест­вляющих указанные виды деятельности), Кон­ституционный Суд признал, что постановле­ние Совета Министров от 20 октября 2003 г. № 1378 в этой части соответствует Конститу­ции и может действовать на будущее время. В тоже время Конституционный Суд подчеркнул, что при ограничении уже приобретенных прав следует руководствоваться принципами спра­ведливости, соразмерности, максимального учета частных и публичных интересов. Поэто­му, как следует из заключения Конституцион­ного Суда, Совету Министров и Министерству здравоохранения с целью исключения ликви­дации (приостановления деятельности) субъ­ектов хозяйствования, которые занимались осуществлением медицинской или фармацев­тической деятельности на основе лицензий, выданных в соответствии с ранее действовав­шим законодательством, следует обеспечить руководителям этих организаций здравоохра­нения (руководителям структурных подразде­лений), индивидуальным предпринимателям, иным лицам, указанным в положениях, про­хождение аттестации для получения ими соот­ветствующих квалификационных категорий с учетом стажа работы и иных заслуживающих внимания обстоятельств, в срок, достаточный после принятия настоящего заключения для решения этих вопросов. Для указанных лиц уполномоченные госу­дарственные органы вправе смягчить тре­бования, предусмотренные Положением о порядке присвоения квалификационных кате­горий медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. № 45, в части присвоения квалификационных категорий вне установленной последовательности, с учетом стажа работы, уровня профессиональной под­готовки и других обстоятельств, включая и факт создания ими субъектов хозяйствова­ния, осуществлявших медицинскую или фар­мацевтическую деятельность на основании лицензий, выданных государственными орга­нами ранее.