Рассматривая целевые группы общественности, мы зачастую забываем, что помимо таких важных групп, как потребители, клиенты, акционеры, конкуренты, СМИ, органы власти, существует еще одна общность, чье отношение к компании может стать решающим для успеха всей ее деятельности. Это сотрудники компании.

Связь с ключевой группой обществен­ности — вашими сотрудниками — никогда не должна прерываться. Это залог успешной работы вашей компании.

Доказано, что потери компаний от нелояльного отношения персонала в среднем в три раза выше, чем от деятельности конкурентов или не­дружественных СМИ. Тем не менее в современной отечественной практике лишь немногие компании ведут осознанную работу по уста­новлению благоприятных коммуни­каций со своим персоналом. Разви­тию эффективной коммуникации с внутренней аудиторией и созданию и укреплению корпоративной лояльности посвящен внутренний PR. Проведя исследования в несколь­ких крупных организациях, аме­риканские консультанты пришли к выводу, что 91 % факторов, формирующих лояльность сотруд­ников, и 99,5 % факторов, влияю­щих на их удовлетворение своей работой, непосредственно связаны с эффективной коммуникацией. Не более 15 % отечественных компа­ний последовательно и успешно занимаются внутренним PR — вы­страиванием коммуникаций между сотрудниками, пропагандой цен­ностей компании. В большинстве средних и крупных компаний все сводится к проведению празднич­ных вечеринок или изданию своей газеты. Правда, ошибки соверша­ют и такие всемирно известные корпорации, как ВВС, Honda, Boots Group, Cable & Wireless. «Главный просчет топ-менеджеров — не­желание поддерживать обратную связь с сотрудниками, неумение использовать выгоды налаженного контакта с ними», — считает Сью-зан Уокер', представитель марке­тинговой компании MORI2. Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, что основную сто­имость бизнеса создает персонал компании. По данным различных опросов, более половины руково­дителей считают главным конку­рентным преимуществом своей компании персонал. И большинство из них осознают необходимость построения оптимальных, взаимо­выгодных и уважительных отноше­ний со своим «главным ресурсом». Пиарщики открыли для себя новую аудиторию, HR-менеджеры учатся использовать коммуникационные возможности для мотивации и повышения уровня лояльности. Внутренний PR и есть та общая тер­ритория, на которой совместными усилиями специалисты по комму­никациям и HR-менеджеры выстра­ивают благоприятные отношения между компанией и коллективом. В своей деятельности внутренний PR использует, по сути, те же ме­ханизмы, что и PR внешний. Есть, впрочем, и специфика. Поскольку аудитория внутреннего PR — это сотрудники организации, те, чья жизнь и благополучие существен­ным образом зависят от успеха компании, то естественно, что их потребность в информации существенно выше, чем у любой внешней группы. Технологии «умолчания», «перестановки акцентов» и «смещения фокуса внимания», принятые во внешнем PR, при работе с данной аудитори­ей являются неблагодарными при­емами. Отсутствие официальной информации непременно будет заменено слухами и сплетнями, которые могут привести к серьез­ному кризису. Внутренний PR необходим как для организации правильных коммуникаций внутри компании, так и для разрешения кризисных ситуаций, поддержания корпоративной культуры и самое главное — для формирования среди сотрудников высокой лояль­ности к своей компании. Сегодня большинство компаний подразумевают под внутренним PR лишь создание корпоратив­ного СМИ. Безусловно, это очень важный инструмент в деле по­строения отношений с внутрен­ней аудиторией, но всего лишь инструмент. Не стоит ограничи­ваться лишь созданием газеты или внутрикорпоративного сайта, поскольку эти инструменты могут решить лишь узкую часть задач, стоящую перед компанией. Реально работающий внутрен­ний PR — это комплексная деятельность, в которой мо­гут быть использованы самые разные инструменты. Главное же в ней — соответствие целям, которые ваша компания стре­мится достигнуть, выстраивая систему взаимоотношений со своей внутренней аудиторией. Внутренний PR призван повышать уровень лояльности и мотивированности персонала, а значит, и эффективность его деятельности. Кроме того, создание позитивного имиджа компании в глазах сотруд­ников влияет на имидж компании во внешнем мире, т.к. персонал является одним из каналов транс­ляции информации вовне.