Корпоративная норма является сегодня одним из важных регуляторов в системе социальных общественных отношений. Вместе с тем в литературе нет единого мнения по поводу того, какие именно правила поведения следует считать корпоративной нормой. По мнению одних авторов, к этому виду социальных норм относятся правила поведения, установленные учредительными или руководящими органами различных общественных объединений, организаций (партий, профсоюзов, молодежных, женских, спортивных, научно-технических и др.)1. Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур и направлены на решение их задач. По мнению других авторов, в систему корпоративной нормы следует включать также правила, складывающиеся в неформальных общественных организациях, действующие в отдельных социальных группах общества, которые обычно не рассматриваются в качестве корпоративных норм, но могут быть отнесены к последним2. Такой взгляд представляется наиболее полным, т.к. процесс становления корпоративной нормы происходил изначально в неофициальных организациях наряду со становлением профессиональных корпоративных норм цехов-корпораций. Достаточно вспомнить, например, нравы и обычаи в немецких студенческих корпорациях или английских университетских сообществах XVIII–XIX вв., отличающиеся, по свидетельству современников, детальной регламентацией поведения. Соблюдение таких норм опиралось на силу общественного мнения членов корпорации.