Согласно ст. 2 Конвенции Международной организации труда № 154 «О содействии коллективным переговорам» под коллективными переговорами понимают все переговоры, которые проводятся между предпринимателями, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости; и/или

б) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися; и/или

в) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Коллективные переговоры — это основная форма социального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника имущества организации в лице нанимателя и занятых у него работников, например, в лице профсоюза. Для этого в ходе переговоров представителям сторон необходимо приложить максимум усилий (в том числе и на основе компромисса) для достижения согласия по обсуждаемым вопросам, принятия решений, удовлетворяющих стороны. Это возможно только в условиях полного соблюдения морально-психологических норм (доброжелательности, открытости, взаимного уважения, разумного компромисса), а также принципов социального партнерства.