Процессы интеграции, происходящие в мировой экономике, имеют самое прямое отношение к предприятиям Республики Беларусь. Как показывает мировая практика, активное приведение национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми в странах с развитыми рыночными отношениями, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, либерализация внешнеэкономических связей и торгового режима, всемерное поощрение притока прямых иностранных инвестиций во внутреннюю экономику формируют полноценный конкурентный рынок.

Указанные процессы приведут многие белорусские государственные предприятия:

а) к формированию полноценных финансово и экономически мощных отечественных транснациональных корпораций (ТНК), ведущих свою деятельность как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

б) поглощению многих белорусских предприятии (в том числе и вполне конкурентоспособных и финансово благополучных, но не сумевших выдержать международную конкуренцию) иностранными инвесторами и их вхождению в состав иностранных ТНК;

Форду принадлежит честь первому открыто выступить с программой, в которой утверждалось о наличии кровной заинтересованности в прибыльном развитии компании не только у ее высшего менеджмента и владельцев, но и у наемного работника. Так, в январе 1914 г. Генри Форд сделал сенсационное заявление о предстоящей «революции в оплате труда»: рабочим его предприятий будет выплачиваться надбавка из прибыли компании, которая повысит минимальный дневной заработок почти вдвое, — до 5 долларов, причем без увеличения продолжительности рабочего дня. Никто в промышленности не получал таких денег, кроме рабочих высшей квалификации или работающих сдельно. На предприятиях же Форда существовала только повременная оплата, при этом большинство операций не требовало особого мастерства. На центральном автозаводе в Highland Park продолжительность рабочего дня сокращалась с 9 часов до 8 часов, но вводилось три смены. На местных же сборочных заводах, где выпускалось меньше продукции, 9-часовой рабочий день сохранялся. Всем работникам, занятым физическим трудом, включая уборщиков, грузчиков и подсобных рабочих, предоставлялась возможность участвовать в прибылях посредством новой системы оплаты труда. В Детройте для рабочего старше 22 лет оплата труда составляла не менее 5 долларов в день (независимо от квалификации и специальности), на сборочных заводах — не менее 4 долларов, при этом 5 долларов являлись предельной ставкой. Летом 1916 г. минимальный возраст для получения надбавки одинокими рабочими был снижен до 21 года, а женатые и имевшие иждивенцев допускались к участию в прибылях с 18 лет. С осени 1917 г. надбавку могли получать все рабочие, достигшие 18 лет, независимо от семейного положения, при этом лишь требовалось, чтобы перед наймом на работу они не менее полугода проживали в Детройте. В начале 1914 г. был создан социологический отдел, изучавший поведение и материальное положение рабочих и дававший рекомендации по выплате надбавок. Наблюдение осуществляли около 50 инспекторов, которым выделялись служебные «форды». Они посещали жилища рабочих, беседовали с родственниками, соседями, домовладельцами (если рабочие снимали квартиры), записывая все сведения на особых бланках, а также давали полезные советы (в частности, по ведению хозяйства). Надбавку редко платили сразу при поступлении на работу, но возможность ее получения побуждала рабочего следовать всем рекомендациям компании: научиться бережливости, чистоплотности, выкраивать деньги на приобретение хорошего жилища (трудолюбивым и непьющим предоставлялась для этой цели небольшая ссуда). Для иммигрантов обязательным являлось изучение английского языка на бесплатных курсах (где «на общественных началах» преподавали добровольцы из числа служащих компании), а желательным — получение американского гражданства. Собственный дом и автомобиль j2 «форд» считались высшим достижением. Прись манка срабатывала: к концу 1916 г. почти 90 % рабочих получали 5 долларов в день. Осуществленная компанией классификация всех видов работ показала, что из 7 882 различных операций 3 595 не требуют от работника физического напряжения, 670 могут выполняться людьми без обеих ног, 2 637 — людьми с одной ногой, 715 — с одной рукой, 2 — без обеих рук, 10 — слепыми. В ноябре 1917 г. среди рабочих насчитывалось более 6 тыс. инвалидов (18 %), из которых 85 % хорошо справлялись с работой. С тех пор трудоустройство инвалидов стало традицией компании.