Становление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-экономические изменения, произошедшие в начале 90-х гг., обусловили необходимость реформирования системы образования. В целях определения путей развития образования была организована работа по концептуально-программному обеспечению реформационных процессов.

Первым шагом в этом направлении явилось создание Концепции реформы общеобразовательной средней школы, принятой Правительством в 1996 г., а затем разработанной на ее основе Программы реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 461. Одной из задач реализации Программы является разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» Министерство образования Республики Беларусь постановлением от 24 мая 2002 г. № 21 ввело с 1 сентября 2002 г. 10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования.