Каждый гражданин демократического государства должен знать, что: во-первых, власть чиновников ограничена законом; во-вторых, у каждого человека есть своя автономная сфера, в которую никакая сила не может вторгнуться; в-третьих, каждый человек может сделать серьезное заявление против чиновника с целью защиты своих прав.

Способность заявить о чем-либо является наиболее важным аспектом прав человека. Человек, не имеющий прав, может только спрашивать, просить и жаловаться на тех, кто осложняет ему жизнь. Задающий вопросы всегда слаб, в то время как отвечающий на эти вопросы уверен в себе и снисходителен. Способность требовать — важная составляющая человеческого достоинства, защита которой является одной из основных функций прав человека.

В национальном законодательстве право граждан на жалобу закреплено в ст. 40 Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-XIII «Об обращениях граждан». Казалось бы, все ясно и просто: нарушены права — жалуйся! Нарушенные права будут восстановлены, виновный будет наказан. Однако на практике все гораздо сложнее. Граждане при обращении с жалобой иногда сталкиваются с прямым неуважением к их личности, бюрократизмом, черствостью. А проблема заключается в следующем. Жалобы граждан свидетельствуют об имеющихся недостатках в работе государственных органов и приводят в действие механизм ответственности чиновников — вот поэтому жалоба ненавистна многим руководителям. Отрицательная оценка «сверху» неприятна, но естественна и воспринимается нормально. Обвинение в некомпетентности, поступившее от жалобщика, — неестественно, более того, по мнению служащего, содержит черты нелояльного к нему отношения. И начинается волокита с нерациональной тратой людских сил и нервов.