Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 26 декабря 2024 г.
Вопрос
Статья 51 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) устанавливает исключительную подсудность по искам к перевозчику, вытекающим из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик является одним из ответчиков. Иски предъявляются в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения перевозчика. Подсудность, установленная в соответствии со ст. 49 и 50 ХПК, может быть изменена по соглашению сторон. При этом соглашением сторон исключительная подсудность не может быть изменена.
1. Применяется ли исключительная подсудность по месту нахождения перевозчика, в том числе по спорам, связанным с исполнением договора оказания транспортно-экспедиционных услуг?
2. Представляется ли возможным предусмотреть в договоре иной согласованный сторонами порядок подсудности (в том числе между резидентами Республики Беларусь при выполнении услуг международной перевозки/экспедиции), ориентируясь на ст. 31 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19.05.1956, с учетом Протокола к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятого в г. Женеве 05.07.1978 (Конвенция КДПГ), согласно которой по любым спорам, возникающим по поводу перевозок, производимых в соответствии с Конвенцией КДПГ, истец может обращаться, помимо компетентных судов участвующих в Конвенции КДПГ стран, указанных с общего согласия сторонами, к суду страны, на территории которой находятся:
● обычное место жительства ответчика (ответчиком может выступать и заказчик перевозки);
● место принятия груза к перевозке или место доставки, и может обратиться лишь к этим судам (место может не совпадать с местом нахождения перевозчика, а значит, возникает противоречие с действующим законодательством Республики Беларусь)?