Мысль о значимости человеческого фактора в наше время, казалось, потеряла свою актуальность, но тем не менее заставляет вновь и вновь возвращаться к ней в разных ипостасях. Одной из таких ипостасей стала теория «человеческих отношений», разработанная американскими социологами Мэри П. Фоллет, Элтоном Мейо и Фрицем Ротлисбергом и их последователями.

Как отмечают авторы, сущность доктрины сводится к признанию решающего воздействия субъективного фактора на развитие материального производства, бизнеса.

Любые конфликты на производстве, между руководством и подчиненными могут быть разрешены без социальных потрясений, если найден выгодный для руководителя способ удовлетворения социальных и психологических потребностей работников.

Практика менеджмента давно определила, что мотив материальной выгоды не может рассматриваться в качестве «вечного двигателя», т.к. люди работают за деньги, пока не реализуют свои представления о «хорошей жизни», и дальше, согласно закону иерархии мотивов, начинают работать мотивы личной ответственности за результаты труда (потребности более высокого уровня).