Пассивность и равнодушие персонала не в последнюю очередь связаны с недостаточной компетентностью в вопросах психологии самих руководителей, недооценивающих важность мотивирования подчиненных, а главное – практически не владеющих приемами мотивирования. В западном менеджменте мотивирование подчиненных выступает ключевой управленческой компетенцией. В той или иной формулировке она непременно входит в корпоративные модели компетенции (т.е. приоритетные стандарты управленческого поведения, которые должны демонстрировать менеджеры) ведущих мировых компаний – Хегох, Соса Соlа и др.

На основе учета базовых факторов рабочей мотивации (т.е. конкретных стимулов эффективной работы) крупные корпорации проводят систематический мониторинг мотивационного фона. Подобные мониторинги являются непременной составляющей опросов персонала, проводимых по указанию и для информирования высшего корпоративного руководства. Если результаты подобных замеров оказываются настораживающими, руководители оперативно предпринимают необходимые меры по усилению мотивации, причем не связанные с материальным стимулированием. Эффективные технологии нематериального стимулирования позволяют в рамках того же фонда заработной платы увеличить производительность труда до 20 % и сократить до минимума не запланированную руководством текучесть персонала.