Как известно, Конституционный Суд Республики Беларусь 20 марта 2002 г. вынес решение по вопросу о конституционности пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2001 г. № 1804 «О мерах по защите прав членов профессиональных союзов». Председатель Конституционного Суда Григорий Алексеевич ВАСИЛЕВИЧ разъясняет решение, вынесенное Конституционным Судом.

После принятия 14 декабря 2001 г. Правительством Республики Беларусь постановления № 1804 «О мерах по защите прав членов профессиональных союзов» почти сразу в Конституционный Суд стали поступать коллективные и индивидуальные обращения граждан, причем не только от профсоюзных организаций, но и от комиссий Парламента, по принадлежности нам было переслано письменное обращение из Верховного Суда и другие. Всего в Конституционный Суд поступило более 200 обращений.

Учитывая, что речь шла о проверке конституционности нормативного акта и вопрос имел огромную общественную значимость, Конституционный Суд на основании ст. 40 и ч. 1 ст. 116 Конституции (ею возложен на Конституционный Суд контроль за конституционностью нормативных актов) 20 марта 2002 г. вынес соответствующее решение.

Целью принятия 14 декабря 2002 г. постановления № 1804, на мой взгляд, является нежелание Правительства своими актами общегосударственного уровня «стимулировать» уплату профсоюзных взносов. Ведь у нас уже давно (лет двадцать) работники в основном платили взносы в безналичном порядке, через бухгалтерии организаций. Люди в этой ситуации могли и не задумываться о том, насколько профсоюз защищает их социально-экономические права, какова «отдача» от уплаты взносов и вообще от пребывания в профсоюзах. Соответствующую сумму удерживала бухгалтерия, причем еще до недавнего времени у работника никто не спрашивал его согласия. Нередко удержание зарплаты производилось и у тех, кто не состоял в профсоюзах. Случалось, что и не интересовались, в каком профсоюзе человек состоит и куда перечислять взносы.

В настоящее время профессиональному активу предстоит напряженная работа. Главным в этих новых отношениях будет работник, который решает, платить ему взносы или нет. К нему будет обращено больше внимания со стороны профактива, его вопросы и жалобы будут внимательно анализироваться. «Разгосударствление» и «разбюрократизация» профсоюзов на данном этапе будет полезной.

Принятое 14 декабря 2002 г. постановление Правительства, помимо всего прочего, дает возможность каждому еще раз взвесить все аспекты.

Конституционный Суд проанализировал широкий спектр правовых документов, имеющих отношение к вопросу взимания профсоюзных взносов, а также практику их применения. Прежде всего были исследованы нормы Конституции, международно-правовых актов (документы Международной организации труда), Трудового кодекса, вступившего в действие с 1 января 2000 г., Закона «О профессиональных союзах», акты Правительства, в том числе и утратившие силу, но позволяющие проследить развитие законодательства в этой сфере и оценить нынешнее положение дел. Была изучена зарубежная практика в области регулирования отношений между государственными органами и профсоюзами.

Отметим, что уплата профсоюзных взносов — дело добровольное: пока работник является членом профсоюза — взносы следует платить, не желает — можно выйти из состава профсоюза. До принятия 14 декабря 2001 г. Правительством постановления № 1804 профсоюзные взносы удерживались из заработной платы работников — членов профсоюзов — по месту их работы, то есть использовались возможности бухгалтерий организаций, хотя в некоторых организациях работники продолжали платить членские взносы лично, внося соответствующие суммы казначеям или другим профсоюзным активистам. В соответствии с названным постановлением Правительства уплата членских профсоюзных взносов производится лично работниками без удержания взносов из их заработной платы (пункт 2), то есть, по существу, исключается «помощь» бухгалтерии по месту работы. Именно этот пункт и вызвал основные споры. Поэтому мы не проверяли конституционность пунктов 1 и 3 указанного постановления Правительства.