Как известно, большую часть рабочего времени руководителя занимают деловые контакты. И в любой ситуации — будь то прием посетителей, обсуждение производственных вопросов или деловые беседы с партнерами — надо оказаться хорошим собеседником. А это не всегда просто: жизнь сталкивает нас с разными людьми, порой такими, кого иначе как «трудными» или «неудобными» не назовешь. Есть четыре типа «трудных» собеседников. Разговор с каждым из них требует своей тактики. Поэтому для достижения максимального эффекта от беседы следует определить тип партнера и выстроить соответственно свою линию поведения.

      Доминантный собеседник. Он стремится лидировать в разговоре любой ценой. Свое мнение выражает безапелляционно, не допускает возражений, легко переходит на резкий тон, а его громкий голос способен вывести из себя даже самого уравновешенного человека. Не перенимайте его стиль ведения беседы: разговор по принципу «кто кого» вряд ли будет конструктивным. С таким человеком лучше не идти на конфронтацию. Целесообразнее дать ему высказаться, а затем в решающий момент тихо, но твердо выразить собственное мнение, назвать свои условия. Если собеседник снова взорвется, еще раз выслушать его и опять спокойно и твердо изложить свои взгляды. Такая тактика, как показывает опыт, полностью оправдывает себя.