Для определения на практике, нормы какого акта имеют приоритет, необходимо установить соотношение нормативных актов, т.е. «выстроить» их в иерархической последовательности. Несомненно, что на вершине правовой пирамиды находится Конституция Республики Беларусь. Именно она, согласно ст. 137 Основного Закона, обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

Исходя из анализа ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь, в которой идет речь об источниках регулирования трудовых и связанных с ними отношений, также можно сделать вывод о верховенстве конституционных норм. Однако возникает другой, более важный вопрос: действуют ли конституционные нормы непосредственно или в их развитие должны издаваться иные нормативные акты? К сожалению, на практике нет единства мнений по этому вопросу. Нередко отказывают в защите конституционных прав гражданам по той причине, что не принят специальный акт. Такой путь является ошибочным: Конституция — акт прямого действия.

Постановления Правительства Республики Беларусь, на наш взгляд, по своей юридической силе могут быть двух видов: нормативными и правоприменительными. Нельзя согласиться с содержащимся в ст. 2 Закона от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» положением о том, что «постановление Совета Министров Республики Беларусь — нормативный правовой акт». Полагаем, что постановления Правительства могут приниматься и по вопросам распорядительного или контрольного характера, т.е. не обязательно они должны быть нормативными правовыми актами. Об этом свидетельствует не только практика, но и анализ ряда других актов. Так, согласно ст. 28 Закона от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» распоряжения Премьер-министра могут издаваться не только по вопросам, входящим в его компетенцию, но и при наличии поручений Правительства по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер. Аналогичный подход содержится в Регламенте Совета Министров Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров от 20 марта 2000 г. (см. п. 18, 19). Возможна ситуация, когда Правительством такое поручение не дано, и им самим принимается соответствующее постановление, т.е. решение, не имеющее нормативного характера. По этой причине считаем необходимым дополнить ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» указанием на то, что постановления Правительства могут носить и правоприменительный характер. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» постановлениями Правительства утверждаются также положения, уставы, правила и т.п. Следует иметь в виду, что Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами (см. ч. 4 ст. 17 Закона). Указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства и иные правовые акты вступают в силу со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок (см. п. 12 Декрета Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22, которым утверждено Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь). Национальный реестр начал формироваться с 1 января 1999 г. в целях создания единой системы законодательства Республики Беларусь. Согласно п. 6 Положения о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь правовые акты направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр в трехдневный срок со дня издания (принятия). К сожалению, в Положении не оговорен срок, в течение которого представленный акт должен быть включен в Национальный реестр. Считаем, что он также не должен превышать трех дней. В части 4 ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» закреплено, что нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования (аналогично решено и в п. I 13 Декрета от 10 декабря 1998 г.). В части 5 ст. 62 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» предусмотрено, что датой официального опубликования нормативного правового акта считается день «выхода в свет» официального издания, в котором помещен этот акт. Законодатель, к сожалению, не разъяснил, что следует понимать под «выходом в свет». Очень важно сделать это, т.к. разночтения вызывают нарушения прав граждан. «Под выходом в свет» сейчас понимают (и этим необходимо руководствоваться, пока коррективы в законодательство не внесены) дату издания журнала (например, Национального реестра правовых актов Республики Беларусь), однако вряд ли это удачное решение, т.к. необходим какой-то минимальный срок для отправки и поступления этого журнала (издания) получателям. Именно от той даты, когда реально граждане могли познакомиться с изданием, и следует исчислять срок опубликования. Конечно, не всегда легко это сделать. Еще хуже обстоит дело с определением даты опубликования нормативных актов в Собрании декретов, указов и постановлений Правительства Республики Беларусь, на обложке которого отсутствует число и указывается только месяц (с января 2001 г. не издается). Несколько проще обстоит дело, когда первоначально нормативные акты опубликованы в широкодоступных официальных изданиях (газетах), которые оперативно доводятся до сведения граждан, и в этой связи можно считать, что им опубликованные акты известны. Иногда практикуется называть в самом постановлении срок, с которого применяются его положения, однако не указывается, когда такое постановление само вступает в силу. Так, 29 сентября 2000 г. Совет Министров принял постановление № 1498 «Об изменении режима рабочего времени в республиканских органах государственного управления», которым для республиканских органов государственного управления со 2 октября 2000 г. изменено время начала и окончания работы. Когда вступает в силу постановление, не указано, значит, оно вступает в силу со дня включения в Национальный реестр правовых актов. Однако об этом население может и не знать. В то же время в законодательстве указано, что правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Названное постановление опубликовано в газете «Республика» 30 сентября 2000 г. В силу требований Трудового кодекса об изменении существенных условий труда (к которым следует относить и режим работы) работники должны быть оповещены не позднее чем за один месяц. Поэтому данное постановление следовало бы ввести в действие не ранее 30 октября 2000 г.