В Республике Беларусь идет адаптация сельского хозяйства к рыночным условиям.

Региональные государственные и хозяйственные органы управления все чаще предпринимают меры чрезвычайного характера, ориентируясь при этом на контроль цен, ограничение вывоза продовольственных товаров за пределы своих территорий, доведение обязательных поставок в региональные фонды. В целях укрепления трудовой и технологической дисциплины и наведения порядка на местах производится довольно частая замена руководителей и главных специалистов субъектов хозяйствования. Так, в 1999 и 2000 гг. в хозяйствах республики сменилось в среднем за год 22% руководителей и 16,5% главных специалистов. Низкая заработная плата, отсутствие мотивации к труду, перспективы личного роста способствуют оттоку рабочей силы, особенно молодежи и специалистов.

Вызывает беспокойство, что негативные явления имеют место на протяжении длительного периода времени. Поэтому необходимость совершенствования экономических отношений в сельском хозяйстве является одной из важнейших в наши дни. Она обусловливается двумя факторами: переходом на рыночную экономику и демографическими изменениями в республике, приводящими к общему уменьшению населения, старению сельского населения, уменьшению числа молодых людей, живущих и работающих в сельской местности.

Общая численность занятых в отраслях экономики республики и в других сферах деятельности в 1999 г. составила 4442,0 тыс. человек или 86% от уровня 1990 года. В сельской местности в 1990 г. работало 30,4% лиц, занятых в экономике, а в 1999 г. —72,2% от уровня 1990 г., в сельском хозяйстве - 66%. В общем числе занятых в экономике лица старше трудоспособного возраста в 1995 г. составили 6,4%,в 1999 г.—6,8%, соответствующие показатели по сельскому хозяйству — 4,2% и 4,7%, т.е. прослеживается тенденция к старению кадрового состава сельскохозяйственных предприятий и организаций. В агропромышленном комплексе республики создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, которая включает 4 высших, 30 средних специальных учебных заведений, институт управления АПК, 4 факультета повышения квалификации при сельскохозяйственных ВУЗах, 19 отделений повышения квалификации при сельскохозяйственных колледжах и техникумах. Отдельные регионы республики пошли дальше в этом вопросе. К примеру, с октября 2000 г. при Брестском государственном техническом университете начата переподготовка кадров высшего звена области по заочной форме обучения по специальности «Менеджмент в агропромышленном комплексе». Ежегодно из сельскохозяйственных учебных заведений на работу направляется около двух тысяч выпускников высших и пяти тысяч средних специальных учебных заведений. Разработана и реализуется Программа развития аграрного образования и кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2000-2005 гг. Аналогичные программы имеются в каждой области и районе. Они позволяют системно проводить работу по улучшению кадрового потенциала в сельскохозяйственном производстве. На нынешнем этапе развития необходима новая аграрная поли тика как таковая в отношении того кто является ее объектом. Сегодня она занимается исключительно общественным производством, т колхозами и совхозами. Иная форма, частная, представленная фермерством и особенно личным подсобными, дачными участками считается не заслуживающей большого внимания. Именно по это» причине в последние годы практически прекратилось кредитование и бюджетное финансирование фермерских хозяйств, не проводится их льготное кредитование Поэтому с 1995 г. имеет место тенденция сокращения численности фермерских хозяйств. Между тем в этой сфере производится более 80% картофеля и овощей, свыше трети молока и мяса. Здесь гораздо меньше потери выращенной продукции, отходы используются для фуражных целей, выше качество выращенной продукции, особенно картофеля и моркови. При надлежащем уровне ветеринарных и агрономических услуг объем продукции этого сектора был бы больше и разнообразнее. Данные по продуктивности различных секторов сельского хозяйства приведены в таблице.