Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство, Конституция которого гарантирует своим гражданам равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и равную защиту и равные условия для развития различных форм собственности.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь собственность в Республике Беларусь выступает в двух формах — государственной и частной. Согласно п. 2 ст. 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности (ч. 6 ст. 13 Конституции Республики Беларусь).

       Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями;
       Законом Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. № 2468-XII «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»;        Декретом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;        Концепцией управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001-2005 годы, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000 г. № 1240 и другими. В настоящее время с целью совершенствования законодательства о разгосударствлении и приватизации и во исполнение п. 7 Плана подготовки законопроектов на 2001 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2001 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 6, 1/1935) (опубликован 18 января 2001 г.), Советом Министров Республики Беларусь подготовлен и внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов». Проект нового закона существенно отличается от действующего как по объему (в нем более 40 статей вместо 26 в действующем), так и по своей концепции. Необходимость подготовки изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19 января 1993 г. в виде новой редакции Закона продиктована совокупностью причин, среди которых основополагающая — приведение норм специального законодательства о разгосударствлении и приватизации в соответствие с Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также их сближение с нормами одобренного Правительством Российской Федерации и принятого в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации соответствующего проекта Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Это потребовало как терминологической, так и смысловой переработки преобладающей части статей действующего Закона. Название закона в новой редакции будет следующим: «Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества в Республике Беларусь». При подготовке законопроекта возникали острые дискуссии вокруг понятий «разгосударствление» и «приватизация», в результате которых практически все разработчики пришли к выводу о необходимости избавления от понятия «разгосударствление» в целях избежания смысловой путаницы. Термин «разгосударствление», который в соответствии с ч. 1 ст. 1 действующего Закона определялся как передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами, по сути, является термином «отечественного производства», родившимся в странах бывшего Союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией. Изменено в проекте и определение объектов приватизации: к ним отнесены имущественные комплексы государственных унитарных предприятий или их обособленных структурных подразделений — филиалов, представительств, производств, цехов; акции акционерных обществ и доли в уставных фондах других хозяйственных обществ, находящихся в собственности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц. Не подлежат приватизации имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и иное государственное имущество, которое в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства» должно находиться только в собственности государства, а также имущественные комплексы государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятий). Таким образом, прогрессивным нововведением в проекте является то, что определена стадия процесса преобразования государственных организаций, определяющих экономическое развитие страны, в открытые акционерные общества, на которой Правительство Республики Беларусь может принять решение о введении особого права («золотой акции») государства в управлении этими обществами. Это будет способствовать обеспечению защиты прав инвесторов и интересов государства. В настоящее же время в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1997 г. № 591 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 32, ст. 1030) особое право («золотая акция») государства на участие в управлении акционерными обществами вводится в указанных обществах, имеющих долю государственной собственности в целях обеспечения обороны и безопасности страны, соблюдения экономических интересов государства, защиты нравственности, здоровья и конституционных прав граждан Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления и объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь либо местными исполнительными комитетами в порядке, определяемом соответствующими местными Советами депутатов на срок, устанавливаемый государственными органами, принявшими решение о введении особого права («золотой акции»).
В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку нормы проекта входят в противоречие с нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, в частности с Декретом Президента Республики Беларусь от 20марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности»казом Президента Республики Беларусь от 14ноября 1997 г. № 591, в соответствии со ст. 120Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 32,4/71) (опубликован — 5мая 1999 г.) принятие его Палатой представителей возможно только после отмены или признания утратившим силу этого Декрета или его соответствующих норм. Однако и разработчики, и депутаты Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, ответственной за подготовку проекта в Парламенте, надеются, что Президент даст свое согласие на рассмотрение и принятие законопроекта. Принятие законопроекта позволит не только совершенствовать законодательство о разгосударствлении и приватизации для достижения целей деятельности юридических лиц на основе повышения эффективности использования производственного потенциала и увязки «стимулов и интересов» по всей цепочке их хозяйственной деятельности, но и создать более благоприятные условия для привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Тем более что при его разработке в основном были учтены предложения функциональных и отраслевых министерств и концернов, Совета безопасности, Комитета государственного контроля, областных и Минского городского исполнительных комитетов, Федерации профсоюзов Белорусской, Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, а также практический опыт, накопленный в нашей республике. |