Если спросить сегодня у любого производственника, престижна ли профессия работника отдела кадров, то ответ будет однозначным — нет, а многие еще и добавят, что это вообще не профессия. Я провел несколько лет назад своеобразный социологический опрос на некоторых минских предприятиях среди работников отделов кадров. Вопрос был поставлен один: как они нашли эту работу. Ответы прозвучали по форме разные, а по содержанию аналогичные: попали почти все на нее совершенно случайно.

И лишь одна женщина ответила, что окончила техникум по родственной специальности и осознанно выбрала работу кадровика. Остальные же — люди, как правило, без какой-либо теоретической или практической подготовки, поэтому процесс адаптации у них проходил долго и болезненно. А некоторые по своим человеческим качествам — равнодушие, полное отсутствие интереса к конкретному человеку, его внутреннему миру и проблемам, неумение разговорить и выслушать посетителя — вообще, строго говоря, не могут работать с людьми. Ведь главная задача современной кадровой службы должна быть в проведении живой, непосредственной, индивидуальной работы с человеком. Но, к сожалению, на практике основная обязанность кадровика — делопроизводство, различные виды учета и отчетности, оформление кадровых документов по отпускам, приему и увольнению, перемещениям работников и т.д. и т.п. К тому же этот труд слабо механизирован и автоматизирован. Пожалуй, трудно найти сегодня на предприятии еще такой отдел, где труд работников вмещал бы в себя столько ручных операций, как отдел кадров. Таким образом, все мы как в прошлом, так и в настоящем в основном прилежные писари и учетчики.