Действующее пенсионное законодательство устанавливает различного рода ограничения права на получение пенсии для отдельных категорий пенсионеров. Безусловно, дифференциация условий и объема пенсионного обеспечения не только допустима, но и необходима. Однако основания такой дифференциации, установления различий для разных категорий застрахованных лиц должны соответствовать конституционному принципу справедливости, то есть быть разумными и соразмерными целям их установления. Между тем, как отмечает автор статьи, данный принцип законодателем часто нарушается.

Законопроект о снятии ограничения

Еще в 2002 г., практически сразу после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2009; далее — Закон о трудовых пенсиях), группа депутатов внесла в Государственную Думу РФ законопроект № 217543-3 «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”». Данный проект предусматривал снятие ограничения на право застрахованного лица, имеющего страховой стаж, получать трудовую пенсию в случае совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, устанавливаемого в судебном порядке.