При проведении аттестации работников работодатель может столкнуться с множеством различных проблем. В Трудовом кодексе Российской Федерации данному вопросу посвящены следующие нормы:

Согласно трудовому законодательству Российской Федерации работодатель имеет право расторгнуть трудовые отношения с работником в связи с его несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, но законодательство не обязывает всех работодателей проводить аттестацию работников и проверять их профессиональную подготовку.

Однако для некоторых работодателей, занимающихся определенным видом деятельности, проведение аттестации своих работников является обязательным в соответствии со специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Это, например, государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 1 декабря 2007 г.)); педагогические и руководящие работники государственных и муниципальных образовательных учреждений (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 1 декабря 2007 г.; с изм. и доп. от 1 января 2008 г.)); работники библиотек (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в ред. от 26 июня 2007 г.)); работники прокуратуры (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г.)); работники железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 8 ноября 2007 г.)); служащие учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании; медицинские и фармацевтические работники (приказ Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377) и др.