Сотрудники многих  российских компаний  давно привыкли к штрафам. Часть специалистов по управлению персоналом считает систему штрафов эффективным инструментом негативной мотивации, а в некоторых компаниях штрафы стали повседневной нормой. Стоит ли штрафовать своих сотрудников, и если да, то кого и в каких случаях? Могут ли штрафы повысить эффективность труда персонала компании?

Откуда появляется негативная мотивация?

Статьей 192 ТК РФ «Дисциплинарные взыскания» предусмотрено всего три меры наказания для сотрудников: замечание, выговор и увольнение. Штрафы на работе не предусмотрены Трудовым кодексом. Вынесение замечаний и выговоров сопряжено со множеством формальностей. Во-первых, работника нужно оповестить об этом в письменной форме.

Во-вторых, дождаться его объяснительной — дело затягивается на недели… Такой инструмент становится неэффективным, поскольку, с одной стороны, никак не бьет по карману сотрудника, а с другой, усложняет процесс дисциплинарного взыскания для работодателя увеличением документооборота. Что же касается увольнения, то, учитывая нынешние тенденции на рынке труда, это последний шаг, на который может пойти работодатель.