Одним из обязательных атрибутов успешной коммерции являются организация, проведение и участие в проведении деловых переговоров, встреч, совещаний, симпозиумов, конференций и т.д. Это особенно важно в настоящее время, когда один из приоритетов экономической политики государства – наращивание объемов экспорта. В то же время проведение подобных мероприятий неизбежно влечет финансовые издержки, называемые представительскими расходами. Поэтому актуально рассмотрение некоторых вопросов порядка отражения в бухгалтерском учете и включения представительских расходов в себестоимость товаров (работ, услуг).

Заметим, что в течение продолжительного периода времени размер рассматриваемых затрат подлежал нормированию как для целей ценообразования, так и для целей налогообложения. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 398 «Об утверждении норм расходов на представительские цели» было установлено, что нормы расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, включаемых в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, на представительские цели по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц (в т.ч. по оплате гостиницы, питания, культурного и бытового обслуживания, услуг переводчика и транспортных услуг), организации проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, совещаний не должны превышать 0,2 процента затрат на оплату труда работников этих организаций и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.