При применении мер административной ответственности за налоговые правонарушения действуют особые правила учета смягчающих обстоятельств.

Так, ст. 7.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), устанавливающей общие правила наложения административного взыскания, определено, что смягчающие обстоятельства учитываются при выборе конкретной меры взыскания в установленных законодателем минимальном и максимальном пределах. Однако, каким конкретно образом такие обстоятельства влияют на размер налагаемого взыскания, общее правило не определяет. Соответственно орган, налагающий взыскание, относительно свободен в выборе подлежащей применению меры и должен руководствоваться п. 7 и 8 ст. 4.2 КоАП, т.е. лишь критериями справедливости и гуманности, необходимости и достаточности назначаемого наказания.

Согласно же ст. 7.9 КоАП при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 3 (добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание) и 5 (совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств) ч. 1 ст. 7.2 КоАП, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими судом, органом, ведущим административный процесс, административные взыскания за налоговые правонарушения, предусмотренные ст. 11.54 (неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов), 13.1–13.11 КоАП, налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза. То есть пределы для усмотрения должностного лица налогового органа по сравнению с общим правилом ограничены.