В советское время любили говорить: «Руководство делает вид, что нам платит, а мы делаем вид, что работаем». Изменилось ли что-нибудь с тех времен, ведь вроде бы на дворе капитализм, и подобные сентенции должны вызывать лишь улыбку? Об этом мы решили поговорить с опытным человеком, бизнес-тренером Консалтинговой группы «Здесь и сейчас», HR-директором белорусской компании Вероникой КОППЕК.

«Секреты управления персоналом»: Что такое, на ваш взгляд, справедливая зарплата? Некоторые утверждают, что такого понятия не существует, поскольку любой работник не отказался бы получать большие деньги, не обременяя себя трудом во благо компании.

Вероника Коппек: Безусловно, оно существует. И оно определяет самое главное — отношение сотрудника к заработной плате. На самом деле начать нужно с того, что между работодателями и сотрудниками существует очень серьезный конфликт, который начался, как только один человек стал работать на другого. Это конфликт интересов. Основной интерес сотрудника — зарабатывать как можно больше, при этом работать как можно меньше. Интерес работодателя кардинально противоположен — платить за работу как можно меньше и требовать как можно больше. Действительно, бытует типовая фраза «счастье не в деньгах, а в их количестве». На самом деле говорить, много зарабатывает человек или мало, неправильно, — это понятие относительное. Вопрос нужно ставить так: доволен ли человек этой заработной платой, считает ли он ее справедливой, адекватной? То же и с работодателем. Если он считает, что его сотрудник получает адекватную его вкладу заработную плату, то конфликта нет. Если уверен, что переплачивает сотруднику, так или иначе он будет искать возможности урезать зарплату или как-то избавиться от человека, заменив его более дешевым ресурсом, например, молодым специалистом. Поэтому понятие «справедливая зарплата» существует. Определяется оно личным отношением к тому уровню дохода, который установлен для сотрудника, с одной и с другой стороны.