Александр МУДРИК, директор по персоналу Группы компаний «Алютех», безусловно, большой оптимист, когда говорит о партнерских отношениях между собственником или топ-менеджментом и HR-ми, но реалист (и мы с ним полностью согласны), когда говорит о роли HR-ов как экспертов и консультантов для линейных и функциональных менеджеров. Мы рады, что нашли редкого HR-а, который переместил дискуссию о роли HR из области «духа» в область «функции» или, если хотите, «бизнес-эйчар-практики».

 

«Секреты управления персоналом»: Александр Вадимович, как вы считаете, за время появления на кадровом рынке HR-специалистов изменилось ли отношение к функции управления персоналом?

 

Александр Мудрик: Безусловно. В последнее время произошли существенные изменения в экономике и бизнесе. В большинстве своем эти изменения стали следствием не столько экономического кризиса, сколько сменой базовых концепций в управлении (стратегии достижения успеха) организацией. До начала XXI века базовой парадигмой мирового менеджмента был менеджмент качества, при котором предполагалось выстраивание бизнеса на основе идеологии качества организации и совершенствования процессов деятельности, ориентированной на удовлетворение правильно идентифицированных требований клиентов. В первое десятилетие XXI века базовой парадигмой менеджмента становится менеджмент знаний, тесно связанный с концепциями «нематериальной экономики» и «экономики знаний». Таким образом, основным ресурсом компании становятся не производственные здания, станки, механизмы (материальные активы), стоимость которых в крупнейших мировых компаниях составляет в среднем около 14 % от их рыночной стоимости, а нематериальные активы — около 86 % от рыночной стоимости компании. В том числе знания, основным носителем которых является персонал. Функция HR-а в этих условиях перемещается из области социального обеспечения и администрирования («учет, отчетность, оплата и пайки») в более профессиональную область стратегии, практики и консалтинговых услуг.