Соционика — полезный инструмент для HR-а, который можно использовать и в профориентации, и при формировании рабочих коллективов, и при разработке систем мотивации. Общие положения, мотивирующие сотрудников, как правило, однотипны и сводятся к адекватному уровню оплаты труда, своевременной похвале, демонстрации заинтересованности. Однако основная проблема, которую можно при этом встретить, — искренность происходящего, вернее, ее отсутствие. Руководитель знает, что он должен мотивировать, и заставляет себя делать это. Сотрудники понимают, что руководитель должен их мотивировать, и подыгрывают ему.

 

Анализ индивидуальных демотиваторов более рационален, он меньше затрагивает сферу искренности и помогает «не заходить за красные флажки», что само по себе уже приводит к положительному результату.

Соционический анализ мотиваторов базируется в том числе на пирамиде потребностей Маслоу. Пирамида Маслоу в славянском менталитете может работать весьма причудливо. Ориентация на подвиг и самопожертвование может гасить все первичные жизненные потребности в комфорте и приводит к переворачиванию пирамиды (в отечественной истории, как нигде, огромное число подобных примеров). Как говорил один мой знакомый предприниматель: «У нас легче собрать людей для запуска ракеты к звездам, чем собрать отдел по продажам окон».