Татьяна ИВЛЕВА, директор RETAIL SERVICE COMPANY:

 

— В моем понимании «демотивация» — это результат неправильной мотивации, а не система управления персоналом. Под этим термином я понимаю такое психологическое состояние сотрудника, когда у него отсутствует стремление достигать цели и задачи, которые поставлены перед ним организацией, а в худшем случае — присутствует желание оказывать сопротивление достижению результатов коллегами. Если же рассматривать под системой демотивации так любимые многими руководителями штрафные санкции, то здесь важен следующий принципиальный момент. Давайте разберемся, за что штрафуют сотрудников в большинстве компаний. Чаще всего за опоздания, нарушение дресс-кода, несоблюдение внутренних стандартов взаимодействия (например, нарушение сроков предоставления отчетности), правил обслуживания клиентов, брак и так далее. С другой стороны, обязанность приходить на работу вовремя, соответствующим образом выглядеть, вовремя присылать отчеты, вежливо обслуживать клиентов или производить качественную продукцию является той нормой, тем минимально необходимым результатом, ради которого мы и принимаем сотрудников в свою компанию. При введении «системы демотивации» мы получаем порочный круг — с одной стороны, обозначаем требования к сотрудникам как обязательные к исполнению, с другой — вводя систему штрафов, фактически разрешаем нарушать эти самые требования. Только за деньги. Результат — нарушения никуда не исчезают (если бы штрафы имели хоть какое-либо положительное влияние, вопрос об их необходимости отпал бы давным-давно). При этом сотрудники еще и испытывают негативные эмоции (кому же приятно, когда его оштрафовали?), а при длительном эмоциональном дискомфорте возникает негатив к руководству и компании в целом уже на не контролируемом человеком уровне. Так уж устроена наша психика: когда нас наказывают, срабатывает инстинкт самосохранения, который порождает, к сожалению, не желание принять на себя ответственность за «содеянное» и срочно начать самосовершенствоваться, а прямо противоположную реакцию — защититься. Поэтому применение штрафных санкций и не ведет к улучшению ситуации, а скорее наоборот — провоцирует сотрудников тратить время, силы и эмоции на возведение «заградительных барьеров» в виде отговорок, отмазок и других способов переложить ответственность на других людей или внешние обстоятельства.