Свобода ценообразования, которая была предоставлена субъектам предпринимательства после отмены Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285), для многих из них стала настоящей проблемой. Действовавшее до недавнего времени законодательство о ценообразовании довольно четко регулировало отношения по определению и применению цен (тарифов) на территории Республики Беларусь. Образовавшийся после отмены многих нормативных актов по ценам правовой вакуум привел к тому, что в небольших организациях, которые не имеют собственных экономических служб по ценам, возникло множество вопросов, связанных с применением цен и тарифов в новых условиях.

Особую актуальность данной теме придает тот факт, что нормативные акты по ценообразованию отменялись не единовременно, а поочередно, что вызывало множество вопросов относительно порядка их применения. В том числе это коснулось и мер административной ответственности за несоблюдение положений отдельных нормативных актов по ценообразованию, которые не были отменены, но относительно применения которых возникали споры в связи с отменой законодательных актов, на основании которых они были приняты.