Активное развитие экономических взаимоотношений стран, входящих в таможенный союз, требует соответствующей гармонизации законодательства стран в сферах, затрагивающих данный процесс. Одной из таких сфер является законодательство о государственных закупках. Для обеспечения проведения согласованной государственной политики в данной области государствами, входящими в таможенный союз, 9 декабря 2010 г. было заключено Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (далее — Соглашение), ратифицированное Республикой Беларусь 28 декабря 2010 г.

Участие Республики Беларусь в данном Соглашении потребует внесения значительных изменений в сложившуюся к настоящему времени в нашей стране систему организации государственных закупок.

Анализ норм Соглашения показывает, что Соглашение меняет подход к определению самого понятия процедуры государственной закупки. Так, в настоящее время процедура государственной закупки понимается только как процедура выбора поставщика, подрядчика или исполнителя для заключения договора на государственную закупку. Это соответствует и нормам ст. 417 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), в соответствии с которой договор может быть заключен путем проведения торгов. Торги же, в свою очередь, могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Однако в Соглашении содержится несколько иное определение государственной закупки. Согласно норме п. 1 ст. 1 Соглашения государственные и муниципальные закупки — это приобретение заказчиками товаров, работ, услуг и иные закупки за счет бюджетных средств, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством государства Стороны о государственных и муниципальных закупках, а также отношения, связанные с исполнением договоров (контрактов) о закупках. Таким образом, понятие «государственная закупка», приведенное в Соглашении, в отличие от определения, которое было дано Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ № 618), включает в себя не только сами процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), но и последующие отношения сторон, связанные с исполнением уже заключенных контрактов. Исходя из этого можно сделать вывод, что Соглашением законодательно закрепляется расширение предмета регулирования законодательства о государственных закупках, в который теперь будет входить не только непосредственно выбор контрагента для государственной закупки, но и вопросы исполнения заключенного договора.