Хорошие времена — это хорошо, а плохие — еще лучше.

Коносуке Мацусита (японский предприниматель, основатель Matsushita Electric)

I. «Шеф! Всё пропало!»

Иммунитета против кризиса нет ни у одного предприятия. В очередной раз у нас появилась уникальная возможность убедиться в этом. Хотя помимо национального и/или мирового экономического кризиса, затрагивающего все бизнес-сообщество, кризисы сопровождают любое предприятие в течение всей его деятельности как неизбежный момент роста и развития.

Совокупность факторов, которые приводят к кризисным явлениям на предприятии, можно разделить на две группы.

Внутренние — возникающие в результате деятельности собственно предприятия: высокий уровень затрат, низкоквалифицированный менеджмент, большой объем торговли в кредит, неэффективное управление капиталом и пр. Например, во многих дистрибьюторских компаниях практикуется оплата поставленного товара в рассрочку. При плохом финансовом контроле объем продаж значительно опережает приток наличности, что в итоге может привести компанию к кризису.