Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2011 г.

Под заместительством понимается временное обусловленное производственной (организационной) необходимостью исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, при котором работник – временный заместитель освобождается от исполнения своих обязанностей по основной работе (предусмотренных трудовым договором).

Фактически временное заместительство означает временный перевод на другую работу.

При этом обычно заместительство производится по должности вышестоящего должностного лица, что влечет за собой множество особенностей, связанных с оплатой труда, передачей материальных ценностей, полномочий, закреплении ответственности и др.

По общему правилу заместителями выступают лица, наименование должности которых содержит указание на заместительство, чья трудовая функция предусматривает выполнение обязанностей соответствующего руководителя в случае его временного отсутствия (отпуска, болезни, командировки и др.).

Согласно п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32 (в ред. от 30 октября 2007 г.), должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации, структурных подразделений, других уровней управления определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей. При этом на заместителя руководителя организации (обособленного, структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).