В деятельности розничных торговых организаций имеют место ситуации, когда покупатели по различным причинам возвращают ранее приобретенные товары. В данной статье будет рассмотрен порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете.

Согласно ст. 462 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договор розничной купли-продажи является публичным договором. Он заключается коммерческой организацией и устанавливает ее обязанности по продаже товаров, которые организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 396 ГК).

Моментом заключения договора является момент выдачи покупателю продавцом товарного или кассового чека, а также иного документа, подтверждающего оплату товара. Согласно ст. 463 ГК эти документы являются письменным подтверждением заключения договора.

Обязательные и дополнительные требования к качеству товара установлены Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон; с изменениями и дополнениями). Если на товар установлен гарантийный срок, то покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (ст. 3 Закона). В случае, если на товар установлен срок годности, покупатель имеет право предъявить требования, связанные с недостатками товара и обнаруженные в течение срока годности товара (ст. 447 Закона). Если на товары не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки в проданном товары были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законодательством или договором купли-продажи (ст. 447 Закона).