Составляющей правового статуса государственного служащего являются установленные Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. от 2 июня 2009 г.; далее — Закон о госслужбе) ограничения. Занятие государственной должности предполагает не только наделение государственного служащего определенными правами и установление его обязанностей, но и определение ряда ограничений и запретов, обусловленных самим характером государственной службы, спецификой выполняемых государственным служащим функций. Положения об ограничениях правового статуса лиц, находящихся на государственной службе, предусмотрено законодательством большинства стран.

Возникает вопрос, допустимо ли установление ограничений государственному служащему и не противоречит ли это конституционной норме о запрещении ограничения прав и свобод. Статья 23 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Установление ограничений для государственного служащего подпадает под те основания и условия допустимости ограничений, которые установлены Конституцией Республики Беларусь. Ограничения государственного служащего в правах установлены Законом о госслужбе с целью обеспечения надлежащего выполнения служащим своих служебных обязанностей, защиты прав и свобод других лиц. Ограничения установлены также в целях обеспечении эффективного функционирования института государственной службы, в создании условий для надлежащего осуществления государственным служащим своих должностных полномочий, реализации прав и исполнении обязанностей, установлении правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих.