Эффективность предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования в значительной степени определяет ассортиментная политика, которая зависит от целого комплекса конкретных условий и в первую очередь — структуры производства и реализации продукции. Для оценки влияния этих факторов на показатели работы предприятия целесообразно проводить анализ, который показывает экономическую эффективность и степень риска изменений ассортимента продукции.

Комплексный анализ ассортимента продукции обычно проводят несколькими методами. Затем полученные результаты сравниваются между собой, и на основании данной информации формируются предложения по изменению отдельных продуктовых (товарных) групп ассортимента.

Анализ ассортимента следует начинать со сравнения фактического уровня объема производства продукции в плановых ценах в отчетном периоде с запланированным объемом производства продукции.

Анализ обычно начинается с определения коэффициента фактического выполнения плана производства продукции по ассортименту, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска товарной продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная им, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).