На первой стадии зарождения промышленного производства главная задача предприятия сводилась к максимизации объемов производства, в настоящее время — к продаже произведенной продукции. Эффективность продаж в свою очередь определяется конкурентоспособностью продукции.

Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей и иметь преимущество в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики товара, выходящие за рамки этих интересов, не влияют на уровень конкурентоспособности (например, эстетические показатели для комплектующих изделий сложной техники или дизайн упаковки социально значимых товаров).

Зачастую превышение норм, установленных ГОСТами, может не только не улучшить конкурентоспособность товара, но и наоборот, снизить ее, т.к. с точки зрения покупателя она ведет к росту цены без увеличения потребительской стоимости.