Осуществление государственными предприятиями и организациями с долей государственной собственности закупок за счет собственных средств всегда было предметом особого контроля органов государственного управления. Государство, как и любой собственник, стремится контролировать эффективность использования принадлежащего ему имущества (в данном случае — средств, расходуемых принадлежащими ему предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном фонде которых имеется доля государственного имущества).

Параллельно с созданием и модернизацией в Республике Беларусь системы государственных закупок органами государственного управления издавались нормативные акты, регулирующие порядок осуществления закупок за счет собственных средств предприятий.

Следует отметить, что на первоначальном этапе становления этой системы существовало достаточно жесткое регулирование порядка осуществления таких закупок. Фактически он был аналогичен порядку, в котором осуществлялись государственные закупки. Однако, как показала практика, такое жесткое регулирование, не учитывающее специфику деятельности предприятий, оказалось неэффективным. Впоследствии жесткое регулирование постепенно ослаблялось, пока не сменилось фактически предоставлением предприятиям права самостоятельно определять порядок осуществления таких закупок на основании приказов вышестоящих органов государственного управления. Однако и такой подход имел определенные недостатки, поскольку в некоторых случаях органы государственного управления либо вообще не регулировали порядок проведения закупок, что обусловливало отсутствие надлежащего контроля за осуществлением закупок на государственных предприятиях, либо наоборот, устанавливали очень жесткий порядок проведения закупок, аналогичный действующему в системе государственных закупок, что, как уже отмечалось, значительно снижало их эффективность.