Электронный документооборот в стране набирает силу. Находясь на разной стадии реализации, вопросы внедрения электронной госрегистрации субъектов хозяйствования, электронного налогового, таможенного и статистического декларирования и другие формы удаленного взаимодействия бизнеса и власти по мере своего решения способствуют упрощению административных процедур и бизнес-процессов. Но сферы применения электронного документооборота продолжают расширяться.

Еще одной такой сферой, по мнению специалистов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, может стать применение субъектами хозяйствования электронных товарно-транспортных накладных. Рабочая группа, в состав которой вошли представители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства экономики, при участии специалистов ведущих организаций в области разработки информационных систем, проанализировала целесообразность и особенности внедрения электронного новшества.

Задача со многими неизвестными

Подобно многим другим проектам, создание системы электронных товарно-транспортных накладных началось с вопросов. Даже нет, не так. Вначале, как обычно, было слово, а точнее, предложение. Субъекты хозяйствования заявили о необходимости замены накладной на бумажном носителе электронным документом. Резон прост: бумажную накладную необходимо напечатать, при этом нельзя допустить ошибку (она неизбежно приводит к порче бланка строгой отчетности), а кроме того требуется обеспечить доставку документа в целостном виде до покупателя товара. Обработка информации, содержащейся в ТТН, и перенос ее в компьютер требуют значительных затрат времени и так далее. Предложение после непродолжительных блужданий по коридорам власти было услышано и попало в перечень идей, посредством которых в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь № 4 было решено развивать предпринимательскую инициативу и стимулировать деловую активность в Беларуси. И вот тут возникли вопросы… Как «все это» будет работать? Какую информацию должен нести электронный документ? Можно ли придать, по сути, невесомому файлу юридическую силу? Добровольным или обязательным должен быть порядок применения электронных «тэтээнок»? Следует ли отказаться от бумажной накладной после появления электронного документа? Сколько будет стоить проект в целом и в дальнейшем – для его пользователей, а также кто профинансирует его реализацию – частный инвестор или госбюджет? Ответы на все вопросы должна была найти рабочая группа.