В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В этом синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы сотрудников и администрации. Исчисление и анализ этого показателя необходимы для:

Управление себестоимостью продукции предприятий — планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.

Для проведения анализа себестоимости продукции, работ и услуг необходимо определить следующие показатели (рис. 1):