В рамках реализации мероприятий по оптимизации временных затрат на оформление однотипных финансовых операций организация планирует заключать новые договоры и дополнительные соглашения к существующим, в которых будет предусмотрено: не составлять акт об оказании услуг. Информирование покупателей услуг будет производиться посредством высылки по электронной почте уведомлений об оказании услуг либо счетов-актов на оплату. Может ли являться основанием для принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм НДС договор в совокупности с электронными счетами на оплату и иными аналогичными документами, без составления акта?

 

Исходя из положений ст. 105 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщик обязан предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. В расчетных и первичных учетных документах плательщик соответствующие сумму и ставку НДС выделяет отдельной строкой. Согласно п. 5 ст. 107 НК налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычет НДС по операциям, не предусматривающим предъявление продавцами первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке, производится на основании иных первичных учетных и расчетных документов. Подпунктом 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011 г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее – Указ № 114) установлено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом первичные учетные документы, указанные в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов», обязательны для применения по формам, утвержденным соответствующими уполномоченными государственными органами. В то же время ч. 2 подп. 1.3 и подп. 1.4 Указа № 114 субъектам хозяйствования дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов с обязательным содержанием следующих сведений: наименования документа, даты его составления; наименования организации, фамилии и инициалов индивидуального предпринимателя; содержания и основания совершения хозяйственной операции, ее оценки в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях); должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилий, инициалов и подписей. Таким образом, действующее в настоящее время законодательство не предусматривает возможности принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм НДС на основании уведомлений об оказании услуг либо счетов-актов оформленных в электронном виде, если они не содержат обязательные реквизиты, предусмотренные Указом № 114. В отношении возможности применения электронных документов необходимо учитывать следующее. Правовые основы применения электронных документов регламентированы Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон № 113-З). Согласно ст. 1 Закона № 113-З электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. Подлинность электронного документа – это его свойство, определяющее, что электронный документ подписан действительной электронной цифровой подписью. Подлинным электронным документом признается электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке открытые ключи лица (лиц), подписавшего (подписавших) электронный документ. В соответствии со ст. 22 Закона № 113-З подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. С учетом изложенного, первичный учетный документ в форме электронного документа может являться основанием для принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм НДС, при условии, что данный электронный документ будет соответствовать требованиям, предъявляемым к электронным документам Законом № 113-З. При этом, необходимо отметить, что в соответствии с ч. 10 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» организация, составляющая документы на машинных носителях, обязана по требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь, суда и прокуратуры изготовлять за свой счет копии документов на бумажных носителях. В соответствии со ст. 20 Закона № 113-З копия электронного документа создается путем удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляется нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия, либо организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (лицензии).