Выбор организационной структуры – стратегическое решение, поскольку оно определяет, как компания будет направлять свои усилия на достижение поставленных целей. Структура организации должна способствовать реализации ее стратегии, при изменении стратегии структура может меняться.

Особенности организационных структур разных типов

Выделяют два типа организационных структур: иерархические (бюрократические) и адаптивные (органические). Исторически первой и до сих пор наиболее распространенной моделью, на основе которой строится организация, остается иерархическая структура.

Несмотря на неприятные ассоциации, возникающие при упоминании о бюрократии (волокита, зарегулированность, очереди и т.п.), эта концепция считается одной из самых ценных идей в управлении. Причина этого становится понятной при рассмотрении характеристик рациональной бюрократии:

Организационная структура, соответствующая этим характеристикам, является рациональной, потому что принимаемые в ней решения должны быть объективными, а не продиктованными прихотями или заблуждениями менеджеров. Однако поскольку в организации работают люди, обладающие разными способностями, ценностями, предпочтениями, ожиданиями и другими личными характеристиками, субъективизм неизбежен, и рациональная бюрократия рассматривается как нормативная модель, идеал, к которому необходимо стремиться.