Формирование ассортимента и управление им является важной стратегической задачей предприятия, обусловливающей его позицию на рынке. Чисто технически составление плана продаж и расчета затрат на соответствующую производственную программу не представляет сложности, если данное действие представить как процесс установления взаимосвязи между частями программы по распределению и продвижению продукта. Трудности заключаются в том, что решения, принимаемые руководителями, нередко основываются на интуиции, а не на обоснованном расчете, учитывающем долговременные интересы предприятия.

Отсутствие четкого процесса управления ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за случайных временных факторов, что в условиях изменяющегося спроса обусловливает необходимость принятия оперативно-тактических решений и корректировки принятых ранее стратегических решений. В таких случаях управление ассортиментом продукции и достижение его рациональности должно основываться на составлении краткосрочных прогнозов изменений ассортиментной и ценовой политики предприятия, необходимых руководству для принятия эффективных решений.