Екатерина ГАЙДУЧЕНКО

Переговоры о заработной плате — всегда непростая тема для обеих сторон. Часто бывает так, что и работодатель, и сотрудник чувствуют себя несколько дискомфортно, не знают, что говорить и как, какие приводить аргументы и приводить ли вообще. Для данной статьи мы возьмем ситуацию, когда переговоры происходят с уже давно работающим сотрудником, и рассмотрим их с двух сторон — со стороны сотрудника и со стороны руководителя.

Вы — сотрудник

Представьте ситуацию: вы некоторое время работаете в компании хорошо и качественно. Вы выполняете план и эффективно решаете поставленные задачи. И вот однажды вы узнаете, что ваш знакомый, который работает на подобной должности и выполняет похожие на ваши задачи, получает заработную плату явно большую, чем вы. Возможно, вы не обратите на это внимание и просто продолжите работать дальше, посчитав, что это не ваше дело или что в разных компаниях разные условия. Но вполне может быть и такой вариант, что вы этим фактом заинтересуетесь и начнете искать больше информации. Через некоторое время поисков оказывается, что средняя заработная плата по рынку для той позиции, на которой вы сейчас находитесь, выше, чем та, что есть у вас. Причем на достаточно внушительную сумму. Естественно, первая реакция — возмущение и ощущение несправедливости. И это вполне закономерно. Но не стоит спешить с обвинениями работодателя в желании сэкономить на оплате труда. Возможно, ваш руководитель (или человек, ответственный за уровень вашей заработной платы) не в курсе, какова на текущий момент среднерыночная зарплата. Если вы работаете уже достаточно долго, то вполне вероятно, что о данном аспекте, увы, забывают. Это плохая практика, но в реальности часто именно так и происходит. Как же дальше могут развиваться события? Давайте рассмотрим два варианта: условно «правильный» и «неправильный». Условно — потому что нет априори правильных и неправильных ответов и рецептов. Каждый шаг и любая стратегия могут быть более или менее эффективными в зависимости от контекста, ситуации в целом, поставленных целей и особенностей людей, которые проводят переговоры.