Товарный ассортимент представляет собой группу однородных товаров, предназначенных для определенного круга покупателей, удовлетворяющих сходные потребности (для торговых организаций применяют понятие «торговый ассортимент»).

Если у организации насчитывается несколько ассортиментных групп товаров, то говорят о товарной номенклатуре.

Товарная номенклатура — это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. В ее состав могут входить товары нескольких основных ассортиментных групп, например косметика, ювелирные изделия, хозяйственные товары. И ассортимент каждой из них может формироваться из нескольких подгрупп товаров, т.е. ассортимент косметических товаров можно подразделить на следующие товарные подгруппы: губная помада, румяна, пудра и т. д.

Решения по ассортименту принимаются в нескольких разделах бизнес-плана: «Описание продукции» (стратегические мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности продукции); «Производственный план» («Коммерческая деятельность» — для торговой организации) (решения по видовому и количественному составу выпускаемой / продаваемой продукции); «Стратегия маркетинга» (стратегические решения по ассортименту, упаковке, сервису).