Материал подготовлен с использованием правовых  актов по состоянию на 3 мая 2014 г.

 

Указом Президента от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591) установлено три процедуры закупок при строительстве (подрядные торги, торги и переговоры), а также основания для их проведения.

Процедура переговоров применима при размещении заказов как на работы (услуги), так и на товары. Вместе с тем в правоприменительной практике возникли споры относительно случаев (оснований) проведения переговоров. Обобщенно можно выделить две точки зрения:

По мнению автора, первая точка зрения является наиболее верной и экономически эффективной. Здесь для того, чтобы купить одну банку краски или коробку гвоздей не требуется проводить именно процедуру переговоров, а будут просто переговоры как объективно необходимый этап при заключении любого гражданско-правового договора. Согласно данной позиции силы специалистов не будут тратиться на составление формальных документов для отписки. Здесь также не будет тратиться впустую бумага, электроэнергия и т.д. Кроме этого, данная точка зрения соответствует установленной в Республике Беларусь системе ответственности за нарушение процедур закупок, а именно системой ответственности не рассматривается нарушение процедуры переговоров ни в качестве гражданского нарушения (ст. 491 Гражданского кодекса (далее – ГК)), ни в качестве административного правонарушения (ст. 21.17 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП)). Данная точка зрения соответствует Директиве Президента от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в соответствии с которой в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.