Порядок ведения должностными лицами нанимателя трудовых книжек работников определяется, прежде всего, Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция).

Инструкцией подробно регламентируется порядок заполнения, ведения, а также выдачи работникам трудовых книжек при увольнении. Однако проверки соблюдения законодательства о труде показали, что должностными лицами нанимателей допускаются нарушения установленного порядка ведения трудовых книжек работников.

Трудовой кодекс, а также Инструкция четко указывают, что трудовые книжки ведутся на всех работников, работаю­щих у нанимателя свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной. Несмотря на это одним из наиболее распространенных нарушений трудового законодательства является нежелание нанимателя заводить трудовую книжку на работника, работающего непродолжительный период времени.