Если объединить все найденные определения вовлеченности персонала, то можно сказать, что одна из важнейших ее составляющих — эмоциональная, и, безусловно, вовлеченность подразумевает высокий уровень лояльности, мотивации и активности. Причем важны все три компонента в симбиозе, не будет чего-то одного — не будет и вовлеченности.

Три компонента

Лояльность вполне может существовать без активности и на среднем уровне мотивации. По сути, лояльность означает, что человеку нравится компания, он доволен тем, что и как в ней происходит, и готов защищать интересы компании при необходимости. При этом можно быть вполне пассивным и активизироваться только в случае «внешних нападок» или периодических эмоциональных всплесков в работе. Я могу быть лояльной к какой-либо марке товара, или к определенной идее, или к кругу друзей, но это отнюдь не означает мою обязательную активность в этом направлении. Очень даже лояльный к компании и руководству сотрудник может работать вполсилы и спустя рукава. Он может быть малоэффективным, и тогда подобные сотрудники представляют даже некую опасность для компании. Человек лоялен, хочется его как работника сохранить, но он неэффективен, и значит, его нужно или обучать, или увольнять. А увольнять лояльных сотрудников — действие непростое для последствий как со стороны увольняемого (худшие враги — бывшие друзья), так и для коллектива (сотрудники видят, что уволили лояльного человека, и начинают беспокоиться о своем будущем в компании).